Безналичные расчеты не настолько надежны, как это кажется большинству людей. Потерять деньги с банковской карты можно не только в случае ее кражи злоумышленниками, но и по причине поломки оборудования или невнимательности владельца.
Самой распространенной ошибкой является ложный отказ в операции. В этом случае клиент, как правило, расплачивается наличными, и только потом узнает, что операция на самом деле выполнена. Двойное списание средств может произойти и вследствие технического сбоя, обычно в таком случае POS-терминал печатает дополнительный чек, но может не произойти и этого. Однако, наиболее неприятной является ошибка (или намеренное мошенничество) кассира при наборе суммы платежа, в этом случае может списаться вплоть до десятикратной суммы покупки, например, тысяча вместо ста рублей.
Чтобы избежать потери средств рекомендуется подключить информирование об операциях с картой в виде SMS или e-mail. Если предпринять оперативные действия, то вернуть ошибочно списанные средства вполне возможно.
Прежде всего необходимо оповестить банк об ошибке, чем раньше это сделать, тем лучше. Связаться с банком можно с помощью формы на сайте или звонка в call-центр, второй вариант предпочтительнее, поскольку он позволяет убедиться, что сотрудники банка начали действовать, также можно отправиться в ближайшее отделение банка и получить наиболее полные консультации. Закон гласит, что сообщить об ошибке требуется не позднее, чем на следующий день с момента получения уведомления об операции, в противном случае претензии рассматриваться не будут. Если причина ошибки неизвестна, то лучше временно заблокировать карту, чтобы предотвратить дальнейшие списания средств.
Подача заявления об оспаривании транзакции
Желательно подавать заявление в письменной форме в ближайшем отделении банка, но если возможность сделать это отсутствует, то многие финансовые учреждения позволяют сделать это в личном кабинете на сайте. В заявлении необходимо указать:
- сведения о заявителе (ФИО, возможно, дату рождения);
- номер карты, по которой оспаривается транзакция;
- характеристики операции:
- время проведения;
- способ и место оплаты (банкомат, интернет-банкинг, POS-терминал);
- сумма транзакции (как можно более точная);
- валюта операции.
- обоснования ошибочности транзакции (неверная сумма, некорректный получатель, операция выполнена без согласия владельца карты и другие);
- список приложенных документов, подтверждающих ошибочность транзакции (чеки, квитанции об оплате, выписки со счета и прочее).
По поводу каждого ошибочного списания средств требуется подавать отдельное заявление, но если транзакций было очень много и с разницей в несколько минут, то иногда их разрешается объединить в одно заявление.
Процедура рассмотрения претензий владельца карты довольно сложная и длительная. Законом устанавливается срок 30 дней, чтобы банк вынес решение по поводу ошибочности операции, если она была проведена в пределах РФ, и 60 дней, если транзакция была осуществлена в другие страны.
Насколько реально вернуть деньги от ошибочной транзакции?
К сожалению, далеко не всегда получается вернуть средства. Банк имеет право отказать в возврате денег, если он докажет, что клиент нарушал правила безопасного использования карты. Может показаться, что отстоять свои интересы будет несложно, однако, на практике гарантировать возврат средств можно только в случае непосредственной вины банка, например, технического сбоя. Также банк обязан будет компенсировать средства, если он не предпринял необходимые меры для обеспечения безопасности карты, в частности, не заблокировал украденную карту после сообщения об этом, несвоевременно оповестил клиента о транзакции.
Если деньги переведены не тому получателю, указана неверная сумма, картой воспользовались мошенники, оплаченный товар или услуга так и не были получены покупателем, то банк не несет за это ответственности. В таких случаях придется подавать судебный иск или пытаться договориться с получателем о добровольном возврате денег. Возвращать маленькие суммы и вовсе невыгодно, поскольку оплата услуг юриста и судебных издержек обойдется намного дороже. Впрочем, даже простая подача заявления об оспаривании транзакции тоже может быть платной. В зависимости от банка стоимость его рассмотрения может составлять от 500 до 1500 рублей, в случае удовлетворения претензии эти средства возвращаются. Такая норма направлена на минимизацию необоснованных претензий.
Способы снижения риска потери средств
Эти советы удивительно просты и банальны, но далеко не все люди им следуют. Прежде всего требуется подключить SMS-информирование обо всех транзакциях, установить максимальные лимиты на списание средств и тщательно проверять магазины, в которых планируется совершить покупку.
Впрочем, без соблюдения правил безопасности при обращении с картой предыдущие советы не помогут. Ни в коем случае нельзя:
- предоставлять данные от своей карты посторонним, в том числе родственникам и лицам, которые представляются работниками банка;
- хранить на бумажном носителе или произносить вслух в людных местах пароль, коды безопасности из SMS и прочие секретные данные;
- переводить деньги неизвестному адресату до оказания услуги или получения товара;
- переходить по ссылкам, полученным по электронной почте с незнакомого адреса, набирать на телефоне неизвестные USSD-команды;
- пересылать фотографии кредитной карты незнакомым людям;
- переводить деньги знакомым по их заочной просьбе, например, в сообщении в соцсети или по телефону, возможно, их карту и аккаунты взломали, и мошенники пытаются таким образом увеличить свою «добычу».
Если на телефоне установлено приложение интернет-банкинга, то следует защитить его паролем и не подключаться к незнакомым сетям WiFi или хотя бы не проводить через них финансовые операции. Если хищение средств произошло с использованием корректных логина и пароля, а также пин-кода или другого средства авторизации (в зависимости от банка), то финансовое учреждение откажет в возврате средств, сославшись на то что обеспечить условия хранения секретных данных обязан сам пользователь. Весьма вероятно, что такие аргументы признает удовлетворительными и суд.
Похожие материалы:
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии ()