Франчайзинг - что это такое и как применяется на практике?
Что такое франчайзинг
Применение франчайзинга в качестве инструмента раскрутки бизнеса – один из наиболее действенных способов удачно начать новое дело. Согласно статистике, в среднем 4 из 5 новых компаний, применивших франчайзинг, продолжают успешно функционировать в течение 5 лет и больше. Для сравнения: большинство владельцев фирм, решивших стартовать самостоятельно, закрывают свои предприятия уже через два года по той или иной причине.
Партнерские программы, основанные на технологии франшизы, как правило, затачиваются под малый бизнес. Помимо чисто экономических выгод франчайзинг предоставляет начинающим предпринимателям возможность перенять опыт настройки внутренних бизнес-процессов у крупной компании.
О получении права использования известного бренда и говорить не стоит, ведь на раскрутку собственной торговой марки хотя бы в приблизительно равном масштабе требуются колоссальные вложения в маркетинг.
Опыт первопроходцев
Первой компанией, решившейся в 1993 году выйти со своей программой франчайзинга на российский рынок, была сеть «Baskin-Robbins». За прошедшие двадцать лет количество компаний, предлагающих собственные партнерские программы, заметно увеличился. Но, несмотря на довольно широкий ассортимент доступных франшиз, компаниям, работающим в данной сфере, еще есть куда стремиться. Так, рынок франчайзинга в США, где впервые была разработана эта концепция предпринимательства, охватывает почти две трети малого бизнеса.
Представитель Российской ассоциации франчайзинга Вадим Перков уверен, что данный инструмент может быть успешно задействован в большинстве областей предпринимательства, бизнес-процессы которых поддаются систематизации.
На данный момент франчайзинг в России более-менее удачно прижился лишь в нескольких областях, приносящих наибольшую норму прибыли. Ведь именно такие, добившиеся успеха компании уже сейчас способны создавать и развивать собственные партнерские программы.
О будущем потенциальном росте данной сферы говорит тот факт, глубина внедрения франчайзинга в аналогичных отраслях у нас и за рубежом существенно отличается. К примеру, предприятия, работающие в сфере услуг в Америке, практически всегда функционируют в рамках той или иной партнерской программы.
Способы взаимодействия франчайзера и франчайзи
Поскольку концепция ведения бизнеса на основе развитого лицензирования, чем и является франчайзинг, находится в России лишь в зачаточном состоянии, еще не отработана единая методика взаимодействия между субъектами подобного делового соглашения. Различия наблюдаются как в финансовой, так и в юридической плоскости.
Несмотря на очевидную эффективность, опыт зарубежных франчайзеров не всегда применяется в полной мере. В частности использование роялти в качестве выплат за франшизу не так распространено у нас, как в иностранных компаниях.
Оплата франшизы
Стандартное соглашение о предоставлении франшизы предполагает однократную оплату ее получателем вступительного взноса с последующей регулярной выплатой роялти. Этот ежемесячный платеж может рассчитываться как процент от полученной выручки или определяется, исходя из оговоренной фиксированной ставки. В отдельных случаях размер роялти может определяться индивидуально для каждого партнера.
Схема сотрудничества в рамках договора о франшизе
После подписания соглашения и выплаты вступительного взноса новый франчайзи обязуется следовать правилам, установленным его старшим партнером, наряду с другими участниками программы. Схема их дальнейшей совместной работы может отличаться, но в большинстве случаев она включает хотя бы одну из следующих позиций:
- Основание любого предпринимательского проекта сопровождается рисками различной степени сложности. Получив франшизу, владелец фирмы-новичка снижает риск принятия некорректных управленческих решений, способных погубить компанию еще на старте. Как правило, франчайзер предоставляет готовые «рецепты» работы в таких областях как логистика, стратегия продаж, работа с персоналом. Также могут передаваться технологии производства, право использования собственной торговой марки компании-партнера и прочие стандарты, помогающие новичку успешно выйти на рынок.
- Довольно часто франчайзер берет на себя обязанности по обучению персонала и руководящих сотрудников франчайзи, делится опытом работы и предоставляет готовые ответы на актуальные вопросы, возникающие при запуске бизнеса.
- Контроль над соблюдением внутренних стандартов производства и обслуживания клиентов – неотъемлемая часть совместной работы участников партнерского соглашения.
Глоссарий
Франчайзинг – договорная система, регулирующая различные аспекты совместной работы франчайзера и франчайзи.
Франчайзер – субъект франчайзинга, предоставляющий во временное пользование или продающий свою интеллектуальную собственность в виде бренда, технологии или схемы ведения бизнеса.
Франчайзи – субъект франчайзинга, приобретающий интеллектуальную собственность у франчайзера в виде бренда, технологии или схемы ведения бизнеса.
Первоначальный взнос – одноразовая выплата франчайзи в пользу франчайзера за право использования его интеллектуальной собственности.
Роялти – регулярные выплаты, взымаемые с франчайзи, размер которых определяется в договоре о продаже франшизы.
Доводы в пользу приобретения франшизы
Отношение между субъектами договора по франчайзингу носят индивидуальный характер. Компания, передающая свою собственность во временное владение другой компанией, помимо финансовых целей, также заботиться о поддержании значимости ее франшизы на рынке. Именно для этого проводится постоянный контроль над деятельностью франчайзи, предоставляются консультационные услуги и обучение его персонала.
Франчайзи остается полным владельцем собственного бизнеса, получая в то же время помощь от более опытного партнера. Такая поддержка снижает опасность принятия франчайзи неправильных решений на начальном этапе. Необходимость регулярных выплат в пользу франчайзера не лишает его независимости в принятии основных решений. Франчайзи не превращается в наемного рабочего или объект управления, оставаясь равноправным партнером франчайзера в рамках условленных договоренностей.
В международной практике франчайзинг рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных способов начала предпринимательской деятельности и вхождения на новый рынок. Он призван сократить издержки на разработку собственной стратегии ведения бизнеса, решает маркетинговые задачи, увеличивает шансы выживания и дальнейшего расширения компании-новичка.
Немаловажным условием успешного сотрудничества между франчайзером и франчайзи является информационная поддержка нового участника франшизы еще до старта бизнеса. Франчайзи сравнительно быстро сможет получить опыт управления предприятием незнакомой ему ранее отрасли. Аналогичные возможности доступны только после посещения школы бизнеса или работы на управленческой должности в схожей компании. Однако, сравнивая временные затраты, консалтинговые услуги франчайзера предпочтительнее. Также тесная работа на предварительном этапе позволит будущим партнерам в дальнейшем более эффективно взаимодействовать друг с другом.
Поддержка со стороны франчайзера не прерывается на протяжении всего периода совместной работы. При ведении бизнеса нередко возникают ситуации, когда франчайзи потребуется профессиональная помощь по тем или иным вопросам. Решения большей части из них могут быть описаны в пособиях и руководствах, выдаваемых согласно договору франшизы. Однако в случае возникновения специфических проблем, франчайзи может воспользоваться горячей линией для получения консультации или назначения личной встречи со специалистом компании-франчайзера. Таким образом, предприниматель-новичок не останется один на один с возникшими трудностями, значительно экономятся время и ресурсы на решение возникших проблем, а опыт ведения бизнеса в различных его аспектах постоянно растет.
Пожалуй, наиболее желанным активом, получаемым франчайзи в рамках договора о сотрудничестве, является торговая марка и бренд франчайзера. Данный объект интеллектуальной собственности лишь благодаря своему присутствию на вывеске заведения или упаковке товара франчайзи способен поднять спрос у покупателей с нулевой отметки до огромных величин. Раскрученный бренд гарантирует узнавание и популярность целевой аудитории, что, безусловно, открывает большие перспективы и возможности на рынке.
Использование чужой торговой марки также накладывает определенные обязательства. Покупая чей-то товарный знак, франчайзи приобретает часть репутации ее владельца и должен разделить ответственность за сохранность и приумножение этой репутации. Франчайзер должен быть уверен в том, что услуга или товар, предоставляемые под его брендом соответствуют определенному уровню качества. В продвижение торговой марки среди целевой аудитории и удержание ее внимания вкладываются подчас огромные усилия и денежные средства, поэтому контроль над франчайзи в плане соответствия внутрифирменным стандартам будет соответствующим.
Как правило, договор франшизы предусматривает эксклюзивные права использования бренда на определенной территории. Ее условные границы могут быть отмечены непосредственно в договоре о предоставлении франшизы. Подобная возможность позволяет франчайзи обезопасить свой бизнес от лишнего соперничества со стороны других держателей той же франшизы. Опытный франчайзер позаботиться о том, чтобы местонахождение заведений владельцев его бренда было распределено наиболее равномерно. Подобное преимущество является одним из наиболее очевидных, так как о гарантированном снижении уровня конкуренции большинству обычных предпринимателей приходиться только мечтать.
Похожие материалы:
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии ()